Работа с историческим документом
24.11.2020
Нередко трудность у учащихся вызывает не содержание документа, а его архаическая форма, непривычные для нашего слуха выражения, необычное строение фраз. Например, отрывок из «Путешествия» А. Н. Радищева, приведенный в учебнике для VII класса, почти целиком имеет описательный характер, но содержит свыше 20 архаических выражений и оборотов речи. При чтении учащиеся то и дело ошибаются в произношении, в ударениях, затрудняются в понимании прочитанного. Учитель поступит правильно, если прочитает вслух этот документ, сопровождая чтение краткими объяснениями, а затем уже даст учащимся задание на самостоятельную работу по этому документу.
В ряде случаев учащихся может сильно затруднить новый для них характер документа или новый тип задания даже по несложному документу. Примером может служить необычное задание по необычному для учащихся источнику — газете «Ведомости» (к § 46 в учебнике для VII класса); учащимся предлагается определить тему каждого из семи газетных сообщений и указать, сколько тем освещено в приведенном отрывке. В этом случае на двух-трех сообщениях необходимо показать учащимся, как это делать, а затем уже предложить им самостоятельно закончить работу. Таким образом, нередко приходится сочетать работу под непосредственным руководством учителя с самостоятельной работой учащихся по заданию в классе. Такой способ применяется не только в V—VII, но и в старших классах, где возрастает и сложность содержания документа и характер заданий по нему.
Хотите выбрать лучшую автошколу? Ассоциация автошкол России поможет выбрать подходящую, в соответсвии со всеми вашими требованиями.
Фронтальная работа по разбору документа в классе под непосредственным руководством учителя необходима при изучении наиболее сложных источников хозяйственного, юридического, программного характера. Начиная с VII класса значительная часть урока может быть посвящена работе по документу. В старших классах имеют место уроки особого типа — уроки разбора документа.
Самостоятельная работа учащихся над документом дома по заданию учителя имеет место уже в V классе. Наиболее простые по содержанию и знакомые по характеру документы могут быть прочитаны учащимися дома, например изложение «Повести о Синухете» и др.