Виды картин, используемых в преподавании истории, и принципы их отбора
10.03.2019
Замена рассказа беседой по событийной картине безусловно снизила бы эмоциональный тонус урока, его образовательный и воспитательный эффект. А очень часто содержание событийной картины вообще невозможно раскрыть методом беседы. Что могут сказать учащиеся по содержанию картины «Ян Гус на Констанцском соборе»: какой момент (начало, конец заседания) изображен на картине? Кого из присутствующих они могут назвать, кроме Гуса и императора? Что они могут сказать об отношении того или иного лица к Гусу? Все это должно быть раскрыто в живом рассказе учителя. По событийной картине возможны лишь элементы беседы, относящейся к второстепенным подробностям, скажем, одежды, быта, после того как разобрано основное содержание картины.
Типологическая картина, отражающая исторические явления, типичные для изучаемой эпохи и потому многократно повторявшиеся. Это бытовые сцены, повседневные эпизоды хозяйственной или политической жизни, в которых наглядно выражены общественные отношения своего времени: «Продажа рабов в древней Греции» (худ. X. М. Лопес), «Полюдье» (худ. К. В. Лебедев), «На старом уральском заводе» (худ. Б. В. Иогансон). Не знаете что подарить девушке? Посмотрите хиты украшений Pandora и вы сразу определитесь с выбором.
Значительная часть таких картин, созданных когда-то на современный сюжет, с течением времени превратилась в исторические картины, отражающие прошлое. Так, бурлаки во времена Некрасова и Репина, действительно ходившие вверх по Волге, давно стали достоянием истории. Репродукции таких картин служат прекрасным пособием для изучения прошлого. В отличие от учебных картин и от произведений исторической живописи, созданных художниками позднейшего времени на основании археологических данных, архивных и других документальных источников, но являющихся все же продуктом воссоздающего воображения, картины художника-современника являются в какой- то мере документом эпохи, свидетельством внимательного наблюдателя.
Перечисленные виды картин — учебная, произведение исторической живописи, картины художников-современников — в преподавании истории служат прежде всего наглядным средством, облегчающим познание главного объекта изучения — исторического прошлого.