Соблюдение документальности иллюстративного материала в учебниках
27.02.2019
В учебнике для IX класса того же автора, кроме 75 документальных иллюстраций, введено 20 репродукций картин художников-современннков изучаемой эпохи, и, таким образом, документальность соблюдена полностью. В III части того же учебника (для X класса), посвященной событиям XX в., преобладают документальные фотоснимки, диаграммы, схемы и графики, но включены и репродукции картин советских художников, изображавших революционное прошлое и современность.
Однако столь строгое соблюдение документальности иллюстративного материала в учебниках на всех возрастных ступенях школьного курса истории имело и свою оборотную сторону. Прежде всего, в учебниках истории древнего мира, истории средних веков и истории СССР до конца XVII в. почти полностью отсутствовала событийная иллюстрация; стремясь к стопроцентной документальности иллюстраций, составители учебников лишали себя возможности показать учащимся события классовой борьбы, военного прошлого, роль масс в этих событиях, в результате чего суживалось познавательно-воспитательное содержание иллюстративного материала в учебнике. В какой-то мере снижался и интерес, тем более, что многие документальные рисунки, чуждые нам по манере изображения, оказались трудными для восприятия учащимися V—VII классов. Острее всего это сказалось в работе с учебником истории средних веков. Хотите устроить незабываемый праздник ребенку? День рождения ребенка в тц будет отличным вариантом.
Появившиеся в середине 30-х годов цветные картины по древней истории практически показали учителю, насколько необходима в V—VII классах целостная сюжетная композиция. Даже наиболее последовательный сторонник документальности иллюстраций академик К. А. Косминскнй вынужден был через несколько лет признать, что «иллюстрация, воспроизводящая «подлинник»-миниатюру надгробный памятник, статую, обычно малодоступна и малоинтересна для учащихся и, как выяснилось, не всегда вполне понятна и для учащих» и что «подлинные» рисунки редко дают то, что нам нужно, и почти всегда дают не так, как нам нужно...» . В послевоенных изданиях учебника Косминского появились сюжетные композиции, созданные советскими иллюстраторами. Изданный в 1954 г. учебник проф. С. И. Ковалева по истории древнего мира для V класса содержал немало сюжетных композиций учебного характера.