Иллюстрации в учебнике
27.02.2019
Необходимость иллюстраций в школьных учебниках истории для любого возраста представляется в наше время бесспорной. Иначе обстояло дело в дореволюционной школе. До конца XIX в. школьные учебники истории, даже для начальных классов, издавались без рисунков. В конце XIX в. и в начале XX в. иллюстрации, как правило, имелись лишь в элементарных курсах истории для младших классов гимназий, в учебниках для городских училищ и для вечерне-воскресных классов. Среди них прекрасными по технике выполнения рисунками отличался элементарный курс русской истории М. Острогорского, содержавший (в 27-м издании, 1915 г.) 115 иллюстраций.
Учебники для средних и старших классов гимназий и реальных училищ печатались без иллюстраций. Это относится не только к учебникам Д. Иловайского, К. Елпатьевского, И. Скворцова и других, но и к новым, так называемым «профессорским» учебникам С. Платонова, Н. Кареева, Р. Виппера, М. Ковален- ского, появившимся в начале XX в. Это было не случайностью, а скорее выражением определенно отрицательного отношения к иллюстрациям в учебнике. Так, профессор Н. Кареев утверждал, что «учебник не должен ради вящей занимательности превращаться в книжку с картинками... часто притом совершенно фантастическими, вроде портретов персидского царя Кира или первого русского князя Рюрика, либо вроде Мария на развалинах Карфагена, сцен топтания полей копытами полчищ Аттилы, не говоря уже о лубочности исполнения..д анекдотцы и случайные картинки в тексте учебников — это такие дешевые средства сделать их занимательными, что скорее ими достигается знание не существа, а аксессуаров». Попали ДТП? Консультация автоюриста поможет отстоять свои права.
Иллюстративный материал к курсу, по мысли Кареева, должен быть сосредоточен в особых альбомах, школьных коллекциях, сериях картин. В этом материале Кареев различает изображения документальногохарактера (изображения исторических и археологических памятников, архитектурных сооружений в их современном виде или в реконструкции) и изображения «более или менее фантастические», продукты творческого воображения (произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации). Основными при изучении истории Кареев считал документальные иллюстрации, допуская впрочем и реалистические произведения исторической живописи и даже учебные картины, лишь бы они соответствовали минимальным требованиям художественности и научной правильности.