Значение словарного запаса
22.03.2018
Когда ребенок считывает слово «aaaaarrrrmmmmoirrrrrrrre» (шкаф), он громко произносит звуки и старается их соединить. В этом ему помогает его собственный словарный запас. Если слово ему знакомо, у него словно зажигается лампочка: «Шкаф! Здесь написано шкаф!» Если он не знает слова, то «лампочка» не включается, даже если он правильно соединил все звуки. Ребенок смотрит на вас круглыми глазами и не понимает, что это за слово, пусть даже и прочитанное верно.
Первые шаги в чтении опираются на эту «дедуктивную» часть и, как следствие, на объем словарного запаса. После прочтения и вникания в смысл мозг регистрирует слово и соединенное с ним значение. В следующий раз ребенок прочитает то же слово быстрее. И наоборот, если ребенку недоступен смысл слова, его интерес к чтению ослабевает и навыки тормозятся. Хотите напечатать визитки? Московская типография реализует все ваши пожелания.
Я неоднократно повторяла, насколько важно в классе развивать богатство, разнообразие и точность языка. Чтение сильно способствует обогащению словарного запаса. Чем больше дети читают, тем шире становится лексика – и не только их собственная: читая в классе, старшие дети открывают малышам много новых слов. Младшие слушали чтение, открыв рот и вникая в смысл, и иногда прерывали своих товарищей – чего они почти никогда не делали со взрослыми, – чтобы спросить: «Юнос, что это за слово?» В таких диалогах узнавание нового слова происходило живым, интерактивным и динамическим способом, путем общения.