Роль профессоров
20.02.2018
Энтузиасты вроде профессора математики Мессинского университета Франческо Мавролико (1494—1575) стремились обеспечить новым профессорам большее число слушателей, настаивая на особой практической пользе математики, знание которой было, по их мнению, необходимо представителям широкого круга профессий, например картографам и мореплавателям, обычно не имевшим университетского образования. Этот аргумент возымел действие в следующем столетии, в результате чего единичные случаи учреждения новых кафедр приобрели массовый характер. В XVII в. кафедры математики были основаны во многих странах Европы; особо их создание поддерживали иезуиты.
Отдельные профессора математики сыграли немаловажную роль в подготовке и развитии научной революции XVII в. Во-первых, немалое число итальянских профессоров XVI в., читая лекции на основе малоизвестных на то время, но в высшей степени содержательных античных трактатов, тем самым проложили путь для открытий Галилео Галилея (1564-1642). Пусть наиболее выдающиеся математики-гуманисты, осуществившие первые научные издания трудов Архимеда, и не принадлежали к университетскому миру, но этот факт не умаляет общего вклада университетских профессоров, таких, например, как падуанский профессор Пьетро Катена (1501-1576), который нескольким поколениям студентов читал механику Псевдо-Аристотеля, сыгравшую важную роль в создании динамики Галилея. Во-вторых, профессора математики XVII в. содействовали распространению новой науки во всей Европе, включая в свои курсы самые современные исследования в области статики, динамики, оптики и астрономии под видом лекций по баллистике, навигации и других прикладных математических дисциплин, отчасти дублируя курсы своих коллег по физике. Страдаете фобией БАС? Клиника неврологии в Москве поможет решить проблему.
Будучи свободными от оков аристотелизма и вообще любой необходимости излагать учение экспериментальных философов, они могли посвятить свои лекции подробному описанию недавних научных открытий на языке математики. Известную осторожность следовало соблюдать лишь при обсуждении вопросов из области космологии, чтобы не отступить от установленного библейского буквализма, по крайней мере, в католических странах, поскольку протестанты были более свободны в этом отношении. Так, профессор математики и астрономии в Тюбингене Михаэль Местлин (1550-1631) одним из первых преподавал коперниканство, а его копенгагенский коллега, профессор математики Христиан Лонгомонтан (1562-1647) предложил популярное полукоперниканское решение, согласно которому Земля имела суточное вращение, но продолжала оставаться в центре Вселенной согласно системе Тихо.