Литературный диалог
06.02.2018
Самой предпочитаемой формой философской дискуссии в этот период становится литературный диалог, дававший возможность скорректировать недостатки устного доказательства и более живо представить материал, который в ином изложении казался сухим. Общение ученых Европы принимает форму письма, отчего XVIII в. стали называть «веком писем». Эпистолярный жанр способствовал эмансипации личности и новому пониманию общества. Еустая сеть эпистолярных контактов связала университетских преподавателей друг с другом, оставляя при этом в стороне расхождения по классовой принадлежности, социальному статусу, религиозным и политической убеждениям, а также сближая профессоров с представителями другими социальных элит. Это способствовало быстрому распространению новых идей по всей Европе. Хотя примерно с 1665 г. функцию писем на себя взяли журналы и критические обозрения, личный диалог посредством писем оставался излюбленной формой интеллектуального общения вплоть до введения в широкий обиход телефонной связи. Так, в государственной и университетской библиотеке Гамбурга коллекция писем наиболее выдающихся ученых с подписью авторов за период от начала Реформации до 1735 г. содержит 35 тыс. экземпляров, написанных 6 700 разными людьми более чем 2 тыс. адресатам. Среди них более тысячи писем составляют переписку Матиаса Бернеггера (1582-1640), одного их самых популярных преподавателей своего времени, который в 1613-1640 гг. был профессором истории в знаменитом тогда немецком университете Страсбурга, с величайшими людьми его времени, такими как король Швеции Густав II Адольф, шведский риксканцлер Аксель Оксеншерна, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Гуго Гроций, Мартин Опиц. Необходима пересадка почки? Донор почки поможет вам в такой ситуации.
Основной задачей диалоговой формы было убедить читателя, слушателя или собеседника в верности утверждений автора. Соответственно риторика играла центральную роль в университетском преподавании. ХУ1-ХУИ вв. по праву называют «веком краснореретено и проявлено в поведении в обществе. Эта работа имела огромный успех у широкой публики и использовалась в качестве учебника. Вместе с другими сочинениями в жанре наставлений, такими как «зеркала князей» и книги о благонравном поведении, труд Эразма Роттердамского оказал влияние на формирование во всей Европе представления о том, что человеколюбие, гуманность, культурность, соблюдение приличий и благовоспитанность являются отличительными чертами интеллектуальчия», а ХУ-ХУ1 вв. - «веком Цицерона», в отличие от средневекового века Аристотеля. Правильное подражание Цицерону стало целью университетской подготовки: объявленная еще Цицероном связь ораторского искусства и науки считалась очевидной на протяжении всего XVI в. Риторика доводила до совершенства искусство убеждения со всеми его рациональными и эмоциональными элементами, что не только могло быть использовано в политических актах и социальных контактах, но и, по убеждению ученых того времени, способствовало разгадыванию тайн природы.