Эпоха Возрождения
06.02.2018
В чем же заключалось значение открытия Нового Света для европейских университетов? Университеты активно отреагировали на появление таких новых дисциплин, как картография, гидрография и навигационная техника. Встреча с аборигенами Центральной и Южной Америки повлияла на развитие международного права, ставшего предметом изучения в университетах. Наиболее характерными тенденциями для университетов XVI в. становятся открытость всему новому, понимание науки как инструмента контроля над природой, космографическое упорядочивание нового и старого знания.
После открытия Америки особое значение в период раннего Нового времени приобретает прилагательное «новый», что нашло отражение в том числе в названиях трудов университетских преподавателей и других ученых: «Новая философия универсума» (1591) итальянского профессора философии Франческо Патрици (1529-1597), «Новый метод» (1684) Готфрида Вильгельма Лейбница (1645-1716), «Новая наука» (1725) профессора Неаполитанского университета Джамбатиста Вико (1668-1744), «Новый органон» (1620) и «Новая Атлантида» (1624) английского ученого Френсиса Бэкона (1561-1626) и др. Слово «новый» использовалось для противопоставление знания Нового времени античному знанию. Такое качество, как любознательность, не относившееся к числу добродетелей в средневековой иерархии ценностей, теперь становится в один ряд с такими традиционными ценностями, как миролюбивость, сдержанность и тщательное размышление. Необходимо купить инкубационное яйцо? Компания Торговый Дом “Птичное” предлагает высококачественную продукцию по доступным ценам.
Науки становятся «новыми» не просто в содержательном отношении, но в новом качестве инструмента для контроля над природой, что особенно подчеркивал Бэкон. Научное исследование больше не являлось целью теоретического знания, а становилось скорее атрибутом практической жизни. В идеал гуманитарных исследований, согласно образовательной программе Рамуса о «науке о небе и целом мире», входили лингвистическое и этическое образование, а также математическая подготовка. В 1514-1517 гг. новые виды знаний были включены в преподавание географии Иоахимом фон Ваттом (1484—1551) или Вадианусом, ректором Венского универси тета и профессором самой знаменитой в империи кафедры гуманитарных наук. Он исходил из того, что, поскольку Веспуччи открыл Америку, а португальцы достигли Калькутты, старое представление о том, что Земля необитаема вокруг экватора из-за жары, является полностью опровергнутым, а существование обитаемых континентов по другую сторону экватора - совершенно доказанным, вопреки мнению церковных отцов.