Идейные течения второй половины XVIII века
26.01.2018
Одной из определяющих характеристик идейных течений второй половины XVIII в. был всесторонний критицизм существующих устоев в науке и образовании. От университетов ожидали прагматического образования, т. е. преподавания не метафизики или богословия, а таких дисциплин, как экономика, технология, медицина, сельское хозяйство, камералистика. Передовые мыслители того времени считали, что прежние традиционные университеты средневекового типа - «схоластические», как их стали называть, не способны служить задачам Просвещения. Повсеместно начинают создаваться образовательные учреждения абсолютно нового типа - профессиональные институты подготовки специалистов в области медицины, сельскохозяйственных технологий, военной тактики и стратегии, инженерного дела, камералистики, искусств и естественных наук.
Расцвет деятельности таких научных обществ, как Королевское общество в Лондоне, Французская академия наук, Дублинское философское общество, Леопольдина, Берлинская академия наук, академические общества в Мадриде, Лиссабоне, Упсале, Копенгагене, Стокгольме, Болонье, Риме, Палермо, Оломоуце, Санкт- Петербурге и многих других городах, свидетельствует о характерной тенденции недоверия к университетскому образованию. После 1764 г. целый ряд научных, экономических и патриотических обществ возникает в Санкт-Петербурге, Клагенфурте, Граце, Герце, Вене, Инсбруке, Бурггаузене, Целле, Манчестере, Бирмингеме, Дерби, Глазго, Нью-Йорке, Мадриде, Ла Коруне и семидесяти других испанских городах. Хотите оборудовать в доме отдельную бильярдную комнату? Тогда вам стоит купить бильярд и все необходимые для него аксессуары.
Имея разные названия и различные специализированные сферы деятельности, все они считали себя ответственными за распространение идей Просвещения и практических и технических знаний. Эти общества, в большинстве случаев возглавляемые не связанными с университетом людьми, устанавливали между собой контакты и поддерживали обмен научными идеями и достижениями. Надежды передовых ученых XVIII в. и «друзей Просвещения» сосредоточились на таких академиях, технических колледжах, обществах и ассоциациях, которые составляли конкуренцию и представляли непосредственную угрозу находившимся в состоянии застоя университетам во многих европейских странах.