Формы и практики обучения
18.01.2018
Формы занятий во всех европейских университетах раннего Нового времени, вне зависимости от национальных вариантов и наличия коллегиальной системой, в целом оставались универсальными. Поскольку сам университет был продуктом периода схоластики, то основные техники и формы университетского преподавания - лекция и диспут развились из схоластической практики, основанной на методе научной диалектики, т. е. использовании тезиса и антитезиса. На лекции магистр или профессор читал определенный трактат вслух, раздел за разделом, толкуя, объясняя и комментируя отдельные утверждения. Со времен Средневековья проводилось деление между основными утренними лекциями, так называемыми ординарными, на которых изучался наиболее важный и обязательный учебный материал, например «Органон» Аристотеля или «Свод Юстиниана», и дополнительными послеполуденными лекциями, так называемыми экстраординарными, на которых читались менее важные книги. Первый тип лекций был главным образом закреплен за ординарными профессорами, а второй - за экстраординарными, не имеющими собственной кафедры. Нет времени на уборку? Клининговая компания Москва сделает все за вас.
Профессор занимал место за трибуной, называвшейся также кафедрой; учащиеся, сгруппированные в соответствии с их социальным статусом, сидели на скамьях со столами или без столов . Преподаватель читал раздел за разделом: даже после того, как с развитием книгопечатания учебники стали доступнее, было все еще принято диктовать студентам длинные отрывки из классических сочинений. Несмотря на критику, диктовка продолжала оставаться обычной методикой преподавания на лекциях. Вплоть до XVIII в. в университете считалось общепринятым, что профессора читают лекции, а студенты записывают за ними. Продолжительность лекции составляла 45 либо 90 минут, представляя собой четверть или половину трехчасового дневного ритма монастырской жизни. С XVI в., когда был введены четко установленные курсы лекций с постоянным набором конкретных сочинений, преподаватель должен был их пройти со студентами в определенный срок, иначе он подвергался наказанию либо был обязан вернуть часть полученной платы. Это положение относилось к обоим видам лекций, как ординарным, так и экстраординарным.