Импровизация на лекциях
13.01.2018
Наиболее талантливые преподаватели позволяли себе импровизировать на лекциях, излагая свое понимание материала; рядовые же медленно надиктовывали материал и читали тщательно отработанный текст, если и отвлекаясь от него, то только для пояснения ранее сформулированных положений. Таким образом, к окончанию курса студенты оказывались обладателями двух обязательных текстов: первый составляли изученные источники, а второй - комментарии преподавателя. Иногда эти тексты объединялись: содержание первой части лекции подытоживалось во второй. В том случае, если источник был слишком велик по объему или чересчур сложен для понимания, как, например, «Сумма теологии» Фомы Аквинского, профессора извлекали из текста ключевые положения и затем объединяли изложение доводом автора со своими комментариями. Собираетесь в путешествие с домашним питомцем? Чипировать собаку стоит в таком случае.
Вместе с тем в тех регионах Европы, где шло быстрое обновление научного знания или традиционные авторитеты подверглись дискредитации, а необходимой замены им еще не было найдено, преподаватели могли читать и свои авторские курсы. Многие из них в итоге публиковались, часто посмертно, а самые лучшие обретали статус университетских учебников. Обычно для того, чтобы подчеркнуть обязательность и относительную компактность изложения материала в таких изданиях, им давали название «институций», наподобие подготовленного в VI в. руководства императора Юстиниана, являвшегося учебником для студентов первого года обучения, изучавших римское право.