Застойный период в обществе
13.12.2017
От застоя в экономике к застою в духовной жизни. К. Маркс писал: «Люди суть продукты обстоятельств и воспитания, ... следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания»20. Анализ объективных и субъективных факторов, обусловивших появление различных группировок молодежи, должен быть анализом характера отношений в обществе, семье, школе, комсомоле и отношений человека к самому себе как личности.
Анализируя атмосферу наступления застойного периода в обществе, М. С. Горбачев отметил, что одновременно с преимуществами социалистического хозяйствования изобретались разнообразные бюрократические правила и инструкции. Живое дело подменялось администрированием, показной деловитостью, бумаготворчеством. Хотите освоить боевое искусство? Рукопашный бой - отличный вариант для новичков.
Негативные процессы, застойные явления проявились у нас не только в экономике, но и в духовной жизни. Шло игнорирование личности как ценности. «Вместо идеи свободного развития каждого как условия свободного развития всех появилось представление о человеке как «винтике» партийно-государственной машины и об организациях трудящихся как «приводных ремнях» этой машины»,—пишет М. С. Горбачев. Индивидуальные творческие способности человека принижаются. Человек все более отчуждается от общественной и экономической жизни. Именно тогда и возникает эрозия нравственных ценностей и «теневая» экономика ведет к развитию тех приоритетов, которые образуют понятие «теневой» духовной жизни. Эти отклонения в духовной сфере являются типичными и для многих неформальных образований.