Понятия православного просвещения: противоречие, дополнение, основа гуманистических идей?
26.08.2017
Проблема воспитания нравственных ценностей, гуманизации образования неизбежно приводят к мысли о сущности православного просвещения. Идеи православия излагали ученые, преподаватели, литераторы: ученый-химик Пестов Николай Евграфович, философ, богослов, почетный доктор многих университетов, святитель Николай Сербский (Велимирович), хирург, богослов, святитель Лука (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович), литератор, мастер жизнеописаний и автобиографических записей, митрополит Вениамин (Иванович Федченков) и др.
Христианские понятия нравственности, смысла жизни, истинного счастья, миросозерцания, добродетели волнуют каждого человека, и не следует закрывать глаза на то, что считается бесценной кладезью, сокровищницей национально-духовного наследия России. Хотите приумножить свои доходы? Инвестируйте правильно с finex.
Жизнь любого христианина неотделима от общества, от жизни других людей, каждый христианин не должен чуждаться общественной жизни. Так, преподобный Сергий Радонежский принимал активное участие в устроении русского государства. Известны сотни примеров беззаветного служения обществу русских подвижников, которые с удивительным смирением, терпением и кротостью отказывали себе во всем во благо других. Их помощь заключалась не только в материальной поддержке, но и в духовном просвещении. «Если же у кого болит душа за народ и он хочет облегчить его страдания, хочет послужить ему,, хочет посвятить ему свою жизнь, то лучше всего послужить ему на поприще его духовного просвещения... Благо народа лишь в его нравственной чистоте» [Пестов, 2001, с. .252]. Стремясь к нравственной чистоте, христианин не замыкается в себе, а наоборот, становится более открытым, ему чужда национальная нетерпимость. «Христианин по духу интернационален... недопустим даже оттенок национальной нетерпимости». Духовное возрождение и обновление общества возможно через перерождение человека в духовно общественного, стремящегося к своему нравственному обновлению, росту, смирению духа, что «важнее бесплодного мысленного скитания». Таким образом, православие рассматривает каждого человека в тесной связи с другими членами общества, не ограничивает его активности, но призывает к духовному росту и нравственности каждого человека, а значит и в целом всего общества. «Поэтому святые отцы говорят, что в тысячу раз лучше поучать самого себя, ведя святую жизнь, чем хотеть научить весь мир».