Подходы, основанные на когнитивной модели
11.03.2017
«Сдерживающая сила» — программа на базе школ, состоящая из 33 сессий и предназначенная для обучения когнитивным навыкам, связанным со всеми этапами обработки социальной информации. Раз в неделю ученики начальных классов встречаются в группе на территории школы. Дети учатся анализировать примеры социальных контактов и обсуждают коммуникативные сигналы и мотивацию их участников. Затем они отрабатывают навыки, включающие распознавание межличностных проблем, выработку альтернативных решений этих проблем и оценивание этих решений с позиций социальной приемлемости. Также отрабатывается умение сдерживать порывы гнева. Оценочные исследования эффектов программы «Сдерживающая сила» показали, что она приводит к более существенному снижению деструктивного и агрессивного поведения в классе по сравнению с результатами как в контрольной группе детей, не подвергавшихся вмешательству, так и в группе участников программы, сфокусированной только на постановке целей. Доказательства временной генерализации были получены в 7-месячном последующем наблюдении. Была подтверждена и поведенческая генерализация: среди имевших проблемы с поведением мальчиков, которые прошли эту программу, в 3-летнем последующем наблюдении зафиксировано меньше случаев злоупотребления психоактивными веществами.
Тренинг навыков решения проблем был разработан для обучения когнитивным навыкам идентификации проблемы, выработки и оценки решений, выбора решения и его исполнения. ТНРП состоит из 20 сессий и проводится с детьми доподросткового возраста, имеющими проблемы с поведением. Дети получают инструктаж и отрабатывают навыки решения проблем, а затем учатся применять эти навыки для решения межличностных и учебных задач. ТНРП широко оценивался при работе с детьми, направленными на лечение, как стационарное, так и амбулаторное. Результаты ТНРП сравнивались с результатами в группах традиционной психотерапии отношений и в группе наблюдения. ТНРГ показал явное превосходство над другими методами сразу по окончании вмешательства и сохранил его на протяжении годичного последующего наблюдения. После ГНРП улучшение отмечалось и у детей с серьезными поведенческими проблемами агрессивного характера, и у детей с поведенческими проблемамц легкой и средней степени тяжести, причем при проведении тренинга как в стационарных, так и в амбулаторных условиях. Хотите чтобы защита диплома прошла на отлично? Закажите работу на xvostov.net.
Кендэлл с соавторами разработали программу КГГГ для направленных в клинику с РИ детей в возрасте от 6 до 13 лет и оценили ее эффективность. КПТ сравнивалась с поддерживающей и инсайт-ориентироваииой психотерапией. Результаты показали превосходство КПТ по учительским оценкам самоконтроля и просоциального поведения и по данным самоотчетов о собственной социальной компетентности. После программы КПТ значительно возрастал процент детей, перешедших от девиантного поведения к недевиантному, что подтверждает эффективность программы.