Трудности педагогической деятельности
09.12.2016
Профессиональная трудность в определении содержания деятельности состоит в отыскании и выделении центрального объекта организуемой деятельности. Вчерашнее предположение, что труд сам по себе воспитывает отношение к труду, театр якобы формирует отношение к прекрасному, а чтение книг содействует будущей любви к чтению, сегодня не выдерживает критики. Посещение театра может иметь своим содержанием отношение к нарядам или общение с друзьями. Труд по изготовлению красивой поделки может быть лишен какого- то ни было отношения к красоте и быть наполненным меркантильными отношениями.
Но как только выделен объект деятельности, очерчено и выражено к нему отношение, так немедленно деятельность наполняется определенным содержанием. Посадка деревьев обретает значимость как форма выражения заботы о жизни людей, или как форма выражения любви к школе, или как форма отношения к своему «Я», оставляющему след на земле. Дежурство по школе, состоящее в наведении порядка и чистоты наполняется содержанием, если педагог содействует выявлению центрального объекта деятельности. Скажем, таким объектом становится высокогигиеничное помещение во имя сохранения здоровья людей или в качестве такого объекта выдвигается красота, основным законом которой является закон «ничего лишнего». Занимаетесь ландшафтным дизайном? Стоит купить светодиодные светильники уличного освещения в СПб. Они будут выигрышно смотреться на любом участке.
Там, где педагог не видит объекта деятельности, содержания нет, оно аннулируется априори до того момента, как дети станут выполнять действия, предписываемые педагогом. Когда дети читают стихи и педагог выдвигает в качестве объекта деятельности технику произнесения звуков («четко, чисто, громко»), отодвинув на периферию внимания поэтический объект как отражение явления жизни, то деятельность преобразуется в действие по произнесению звуков, а исполнение повелений педагога — в формирование послушания как качества личности. Тогда приходится констатировать бессодержательность деятельности детей, хотя внешне они активны и действия их продуктивны: отрабатывается громкая, чистая и четкая артикуляция произносимых звуков.