Пирамида ценностей
06.12.2016
Верх аксиологической пирамиды ценностей отражает наивысшие ценности и потому может быть введен в программное содержание лишь в старших классах. Поэтому педагог раоотает с юностью на уровне наивысших ценностей, таких, как «человек», «жизнь», «общество», «природа» при исключительном выделении ценности «Я». Нижний порядок отраженных ценностей составляют те же ценности, но их отражение предстает в менее обобщенном виде, они становятся доступными для осмысления и осознанного практического воплощения в жизнь подростка. И потому они вводятся педагогом для осмысления — с далекой ориентацией на ценности высшего порядка.
Конкретные частные проявления ценностей доступны восприятию и пониманию младшего школьника. Этот порядок ценностей составляет содержательное наполнение всех видов организуемой деятельности младшеклассников. Не знаете чем обрадовать именниника? Лучшим вариантом будет купить подарочный сертификат.
В сущности педагог с детьми всегда производит интерпретацию явлений жизни с ценностной точки зрения, но угол видения изменяется в соответствии с уровнем развития детей. Так, например, младшие классы воспринимают мир растений и животных как мир «живого», и к «живому» педагог возбуждает и развивает ценностное отношение. Педагог же, работающий с подростками, к растениям и животным формирует то же ценностное отношение, но позиция рассмотрения и установления отношения станет иной: подросток способен увидеть родство жизни природной и жизни человеческой — он как человек воспринимает сеоя как носителя «живого». Старшеклассники, выходя на обобщение, апеллируют понятием «жизнь», она предстает перед их сознанием как наивысшая ценность.