Система ценностей
06.12.2016
Ценности, будучи абстракцией высочайшей степени, предполагают вполне определенное духовное и интеллектуальное развитие ребенка, а возраст предопределяет сенситивный период внедрения ценности в личностную структуру ребенка. Чтобы свершилось обобщение и выход на уровень ценности, необходима возрастная предрасположенность к такой духовной работе. Учитывая возрастные особенности, нужно было бы выстраивать программу воспитания линейным способом: от возраста к возрасту вводить ребенка в понимание новых для него ценностей, ранее располагавшихся за пределами его сознания. Например, осмысление «дисциплины» планировать на начальные классы, «уважение человека» рассматривать как принцип жизни в подростковый период, а понятие «свобода» в ее связи с понятием «дисциплина» — анализировать со старшеклассниками. Правомерность этой точки зрения тоже неоспорима. К тому же следует добавить, что некоторые категории, обозначающие ценности жизни, не могут вызывать у ребенка никакого интереса, пока не сформированы соответствующие потребности. Ищете шины на прицеп? В интернет-магазине Радиус можно подобрать любой вариант по доступным ценам.
Сочетание концентрического и линейного способов построения программы порождает некий третий вариант — «спиралеобразный», обеспечивающий как продвижение ребенка вперед по расширению представлений о жизни и ценностях жизни, так и обретение все более углубленного понимания ее хода и все более глубокого внедрения в личностную структуру ценностей жизни, которые все основательнее начинают определять реальное поведение и общую жизнедеятельность воспитанника. Спиралеобразное построение Программы воспитания предполагает хорошую аксиологическую подготовку педагогов, работающих в разновозрастных группах детей.