Воспитательная практика
06.12.2016
Если взглянуть на проблему программы воспитания пристальнее, выдвигается не менее важный, чем определение содержания, вопрос принципа построения программы: какой принцип избирать — концентрического либо линейного расположения отобранного содержания?
На первый взгляд кажется, что воспитательная практика избрала и узаконила традиционно концентрический подход: у детей очень рано целенаправленно формируется вся совокупность жизненно важных отношений, а в дальнейшем, с возрастом, эти отношения наращивают меру понимания и овладения, они расширяются по мере увеличения знаний, расширяются умения по воплощению на практике этих отношении, и расширяется опыт проживания реальных отношений к этим ценностным объектам. Аргументом в пользу такого выбора служит предостережение о целостности жизни, о том, что ее нельзя разделить на части, как, скажем, научный материал по математике или физике. «Природа», «жизнь», «общество», «Отечество» псам «человек» постоянно рядом с детьми нельзя закрывать им глаза на эти явления и ожидать нужного периода, когда позволительно станет «увидеть» эти ценности и приступить к их осмыслению. Трудно возразить такому аргументу, правомерность такого традиционного решения, как правило, даже не подвергается сомнению. Купили автомобиль, а он находится в другом городе? Поможет перегонщик авто.
А между тем для детей вовсе не существуют названные объекты как ценности, которые представлены им в их восприятии в виде отдельных конкретных фактов или суммирования фактов. Обобщение фактов бытийной жизни долго нс происходит, а некоторым детям такое обобщение не под силу без помощи педагога. Чтобы убедиться в этом, достаточно поставить перед детьми вопрос, что есть природа или что есть общество, или же что есть человек, и мы немедленно убедимся в этой суммированное детских отрывочных конкретных представлений.