Расшифровка социально-психологического материала
05.12.2016
Расшифровка социально-психологического материала — дело педагога-профессионала. Именно он хорошо улавливает все тонкие формы проявления отношения: в словах и интонациях, в мимике и жестах, в эмоциональных реакциях и в действиях и предметных предпочтениях. Нематериальное отношение не имеет прямой и разовой формы своего выражения, поэтому педагогу приходится производить постоянный анализ личностных проявлений детей: слов, интонаций, мимики, пластики, действий, отдельных поступков и целостного поведения. И сам профессионал должен владеть всем спектром форм выражения отношения. А также обязан как профессионал использовать все пути влияния на разные каналы воспитательной апелляции к отношению. Социально значимое отношение наполняет любую активность ребенка, придает педагогический смысл организуемой деятельности, и именно оно, отношение, решает исход воспитательного дела.
Присутствие в сфере отношения объекта отношения неотвратимо расширяет содержательное поле воспитания. Субъект должен иметь знания об объекте, чтобы «относиться» к объекту. Но субъект вынужден обретать ряд умений, чтобы взаимодействовать с объектом либо устанавливать связь с субъектом. Поэтому в содержание воспитания не могут не входить знания о мире и его объектах и умения по взаимодействию с миром и его объектами.
К ому же, общая площадь это знания, умения и отношения, наполняющие деятельность детей в процессе воспитания. Однако «отношению» принадлежит приоритет, в то время как «знание» и «умение» выполняют роль средства для формирования, проявления и развития отношений к миру. Такое решение, разумеется, производится с позиции понимания человека как биосоциального феномена. Сущность личности определяется как система социальных отношений к миру, ооществу и че ловеку.