Мексиканское искусство
09.09.2016
На протяжении последних 20-30 лет мексиканское искусство настойчиво обращается к тематической плафонной живописи, стремясь вернуть ей утраченную идейную значимость. Потолки и своды неоднократно расписывал художник Ороско. Особенно интересны в этом отношении его работы в Гвадалахаре: роспись потолка главной аудитории в университете и роспись сводов так называемой «Капеллы» (1938), где художник обращается к традициям барочной плафонной живописи. Прежде всего это чувствуется в самой живописной концепции росписи. В четырех парусах помещены динамические, пронизанные почти болезненно-страстным ритмом композиции, представляющие собой аллегорическое изображение борьбы мексиканцев за независимость. В куполе в стремительном вихревом движении - четыре фигуры, олицетворяющие четыре основных элемента природы: огонь, воздух, воду и землю. Вписывая свои композиции в традиционную крестово-купольную систему перекрытия, Ороско, в отличие от мастеров барокко, не «вскрывает» своды, не пытается создать иллюзию светового проема, а как бы расшатывает эту спокойную архитектурную конструкцию, сообщает ей неожиданную динамику. Эта динамика производит впечатление странной, даже несколько неоправданной от сочетания с нарочито акцентированными линиями архитектурной конструкции. Опаздываете на важную встречу? Люберецкое такси быстро доставит в любое место.
По-иному пытается решить задачу росписи потолка художник Ривера. В 1927 году он расписывает здание бывшей капеллы Чапиньо, небольшой церковки, некогда построенной на развалинах древнемексикапской пирамиды. Тема этой росписи - борьба трудового народа за землю, высвобождение ее мощи, заключенных в ней сил плодородия. Стенные композиции посвящены памяти народных героев - борцов за свободу, в то время как своды капеллы, тяжелые и низкие, украшены аллегорическими изображениями сил природы; стихийных, разрушающих и созидающих, творческих.